Мифические пузырьки

 

Шампанское изначально не имело никаких претензий на винное величие. Какое величие, если в беспородный напиток нередко подливали коньяк или даже фруктовый сироп ради цвета и вкуса?

 

Претензии на величие

Скорее всего, «история шампанского«, как вы ее себе представляете, — фикция. Красивый и продуманный миф, созданный маркетинговыми и PR-отделами больших торговых домов и региональных организаций апелясьона Шампань. Но многие люди безоговорочно в него верят.

Шампанское изначально не имело никаких претензий на винное величие. Как оно вообще могло на что-то претендовать, если чаще всего производилось из обычных вин с плохими продажами? Как оно вообще считалось вином, будучи приправленным 30-60 граммами тростникового сахара? Какое величие, если в беспородный напиток нередко подливали коньяк или даже фруктовый сироп ради цвета и вкуса?

А ведь Шампань остается регионом, способным рождать вина, не менее великие, чем лучшие бургундские. Вина тонкие, сложные и богатые особенностями терруара. Хотя, надо признать, сегодня такие вина делают в крошечных количествах и в очень немногих хозяйствах. Эти вина всегда будут исключением из правил, пока не случится невероятное — не произойдет тотальная смена современной парадигмы виноделия.

И сейчас у вас есть выбор между двумя мирами шампанского:

  • огромным и доминирующим миром «обычного» шампанского (которым занимается большинство негоциантов и домов шампанского);
  • и крошечным миром незаурядного вина на основе терруара (создаваемого лишь небольшим числом виноделов).

Число виноградарей-виноделов, ориентированных на терруар, очень невелико и, соответственно, небольшим остается количество производимого ими вина. Эти виноделы обычно делают от 1000 до 10000 ящиков каждый — маленькая капля в океане шампанского, разливаемого по всему миру.

Пузырьки счастья

Как делают шампанское и почему оно так называется. Что такое мюзле, дегоржман, дозаж, брют натюр и еще много интересных подробностей из мира пузырьков и счастья.

Мифы и правда

Есть много объяснений, почему шампанское считается праздничным напитком или, альтернативный вариант, аперитивом высокого качества. Напитком, который не может стоять в одном ряду с другими великими винами мира, но только отдельно и впереди.

Для начала, именно так рекламирует себя Шампань. С самых первых лет крупнейшие производители шампанского всегда продавали свое вино как праздничный напиток. Не часто увидишь, чтобы бутылки бургундского били о борт корабля или переворачивали над головами победителей автогонок. Бургундское – слишком особенное и редкое для таких представлений.

Годовщины, свадьбы, романтические обеды, звездные вечеринки – шампанское всегда продвигалось как игристый напиток для «искрящихся» людей. И естественным образом возник привычный уже образ. А что вы хотите? Тяжело строить репутацию одновременно напитка для бездумного веселья и продукта высокого качества. Шампаньцы, конечно, пытались ходить по краю этой пропасти, но добились неоднозначных результатов.

Современные торговцы шампанским убеждают нас, что оно всегда было сложным и тонким вином. Они постоянно упоминают знаменитостей, которые наслаждались пресловутыми пузырьками: короли и их любовницы, цари и генералы, политики и звезды кино. Но, знаете…

Бред Питт, например, очень любит пиццу, гамбургеры и картофель-фри, но это не делает их высокой кухней.

Хватит пить маркетинг!

Вино и коммерция. Почему сложно найти хорошее вино в магазине. Кому нужно, чтобы мы пили безликое и однообразное вино. И в чем отличие хорошего шампанского от газированной водички.

Немного истории

На самом деле шампанское началось с ошибки. До XVIII века Шампань была известна лишь своими обычными (неигристыми) винами. Однако в условиях сурового северного климата ранние холода часто останавливали брожение до того, как дрожжи переработают весь сахар. И по возвращении теплой погоды вино снова начинало бродить.

Все это не составляло большой проблемы, пока вино продавали в бочках. В бочках газ мог легко рассеяться. Но затем в норму вошли стеклянные бутылки. А в бутылках вторичное брожение приводило к возникновению настоящего шипучего вина, которое вышибало пробки и заставляло взрываться бутылки тысячами. Долгое время производители Шампани безуспешно пытались справиться с этой напастью.

По секрету: хотя монаха-бенедиктинца Пьера Периньона часто называют «изобретателем шампанского», в действительности он истратил уйму времени, пытаясь избавить вино от его «игристости».

Холодная правда…

Как дружили старик Периньон и старик Рюинар. И кто из них изобрел шампанское? Или они тут совсем ни при чём… Дима и Миша пытаются разобраться в истории создания шампанского.

Игристое вино попадало на рынок скорее игрой случая, нежели волей виноделов, но… некоторые торговцы оценили необычный эффект и вскоре уже специально просили поставщиков привозить им шампанское в бутылках. Довольно быстро негоцианты Шампани поняли, что сладкий напиток с пузырьками расходится за очень неплохие деньги, и окончательно сконцентрировались на производстве игристого. «Mousseux» («пенистое», фр.) стало их «фишкой», а в итоге – спасением для всего региона. Но прошел целый век, прежде чем виноделы окончательно овладели методами изготовления шампанского.

Сладкое, холодное и шипучее — шампанское стало первым «клубным наркотиком«. Оно не просто пользовалось популярностью — оно било прямо в голову. Его дефицит, а также высокие цены (в результате бессистемного метода производства) лишь делали игристое вино еще более привлекательным для элиты.

Короли и капуста!

Приключения в Шампани начинаются! Дима с Мишей на фоне Реймского собора говорят о шампанском. А потом они говорят на виноградниках… а потом говорят в глубоких погребах… а потом за бокалом тихого Пино!

0 Комментариев

 

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <b> <em> <i> <strong>